Как рисуют статистику, прикрывающую нехватку учителей


Дефицит кадров в современной средней школе стал уже притчей во языцех. Наверное, трудно найти в России школу, которая не столкнулась с нехваткой учителей. И, естественно, эта проблема известна большему числу родителей, а значит - очень значительной части российского общества.

Тем удивительнее было для родительского сообщества узнать о заявлении замминистра Минпросвещения РФ Александра Бугаева, что в стране педагогов “достаточно”. Его слова процитировал минпросветовский Telegram-канал “Большая перемена”: «Везде очень по-разному ситуация обстоит с укомплектованностью, но самое главное, что у нас достаточное количество специалистов, которые обеспечивают учебный процесс и получение ребенком всего необходимого набора знаний».

Ответ уклончивый и двусмысленный. Что значит “достаточное количество специалистов”, для чего достаточно? Для “получения набора знаний”? А для их усвоения? Не секрет, что многие учителя вынуждены работать более чем на одну ставку. А это означает, что тяжесть работы учителя, и так большая, усиливается. Это не может не приводить к ухудшению качества обучения и профессиональному выгоранию.

Работа учителя ведь состоит не только в том, чтобы проводить уроки. Он должен к ним готовиться, даже если он уже не первый десяток лет работает в школе. А ещё ему надо проверять домашние задания. Не говоря уже о несвойственной учителям работе вроде общения с родителями и учениками в соцсетях, заполнении различных документов, посещении мероприятий - и не перечислить всего, что свалилось на педагогов в последние годы в виде дополнительной нагрузки. Разумеется, это сокращает возможности учителя по индивидуальной работе с учениками, а значит неминуемо приводит к понижению качества образования.

Конечно, хотелось бы точно представлять масштабы проблемы, особенно после таких самоуверенных заявлений замминистра. Однако делиться статистикой по обеспеченности школ кадрами чиновники не спешат. Поэтому мы попытались сами собрать такие данные.

Одна из самых непростых и ответственных работ в школе - это работа учителя начальных классов. От того, сколько труда вложит в детей такой учитель, зависит зачастую вся дальнейшая жизнь ребят. Ведь учитель начальной школы не просто выдает детям “необходимый набор знаний”, его главная задача - научить детей учиться. И это настолько большая, творческая, тяжелая работа, которая может занять любое рабочее время.

Именно поэтому работа на две ставки для такого учителя - настоящее преступление против детей тех классов, которые он ведёт. Это понимают не только учителя, но и многие родители. Мы знаем, что случаи работы учителей начальной школы на две ставки нередки, но насколько велика проблема?

К счастью, такую информацию можно получить самостоятельно. Сейчас все школы обязаны иметь сайты, на которых выкладывается, в том числе, информация о числе классов, их численности и классных руководителях. Поскольку в начальной школе классный руководитель ведет большинство предметов, если у двух классов начальной школы совпадают имена классных руководителей, это означает почти наверняка, что педагог вынужден вести одновременно два класса.

Разумеется, это не стопроцентная гарантия. Возможны отдельные редкие случаи, когда в школе могут работать полные тёзки. Также нельзя исключать ошибок, при которых информация о классах выкладывается с ошибками. Но вряд ли это может дать существенную погрешность. К тому же, как мы покажем дальше, эта информация также может быть проверена с помощью других документов.

Для того, чтобы получить нужную нам информацию, мы с помощью автоматизированной обработки извлекли с сайтов школ Московской области информацию о классах начальной школы и классных руководителях. Мы получили данные о 145 подмосковных школах.

Согласно официальным данным на 2022 год, в Подмосковье насчитывалось 649 так называемых образовательных комплексов, в которые объединялись как школы, так и детские сады. Из них 99 - это объединения только школ (по две и более), 209 - это объединения школ и детских садов (при этом школа может быть одна). При этом каждый такой комплекс должен иметь один сайт. Это означает, что собранные данные охватывают большую часть школ Подмосковья.

В проанализированных нами школах мы насчитали 11 227 классов начальной школы. Обнаружилось, что в этих школах 408 педагогов ведут сразу по два класса. Казалось бы, относительно немного, примерно 3,64%. Однако в таких классах учатся 16 578 детей. Эти дети, с высокой степенью вероятности, недополучат знания, будут хуже учиться в дальнейшем, потому что работающий с такой нагрузкой педагог вряд ли сможет дать детям столько же, сколько мог бы, ведя один класс.

Выборочно проверяя достоверность данных мы обнаружили интересную уловку. В 2021 году министерство образования Московской области торжественно отчитывалось об отказе от второй смены во всех школах региона. Но ведь если учитель начальной школы ведет два класса, не может же он раздвоиться, неминуемо появится вторая смена. Она и появляется, но называется… полуторной! Читаем в приказе директора школы №4 города Фрязино: “В условиях производственной необходимости организовать работу в МБОО СОШ №4 г.о. Фрязино в режиме полуторной смены:

– в I смену: 26 классов;

– в 1½ смену: 4 класса.

Можно только позавидовать изобретательности подмосковных чиновников, вот только учителям и школьникам не позавидуешь. А проблема, мы уверены, будет только усугубляться, потому что никаких попыток её решить не видно. Ведь первый шаг для решения любой проблемы – это её признание, а признавать проблему чиновники, как мы видим, не хотят.

Стоит отметить, что наша статистика охватывает относительно небольшую часть школьной сферы: только по части школ Подмосковья и только начальную школу. Уверены, что в разных регионах разная ситуация с педагогами и наверняка в других областях она может быть ещё хуже. По доходящим до нас данным, в некоторых школах с учителями-предметниками ситуация просто аховая: может быть всего один учитель на школу. Мы продолжим исследовать ситуацию и просим сообщать нам, какая ситуация у вас в школе, городе, регионе.

Владимир Васильев, Григорий Карпов, РВС.