Клюква в космосе

Есть такой оригинальный жанр — "русская клюква". Это когда много балалаек, медведей, красных звезд, кирзовых сапог, криков "ура!" по поводу и без и багровых морд кирпичом. Ну и, конечно, водки. Обычно это снимают "они" про "нас". И обычно все же для взрослых. Но бывают и исключения.

 

В связи с полукруглой датой полета в космос двух замечательных собак — Белки и Стрелки, вдруг пришло в голову, что есть же наш полнометражный мультфильм на эту тему, который как-то до сих пор не вышло посмотреть. Фильм не новый, 2010 года, но что-то до сих пор останавливало. Может быть, недоверие к современному российскому кинематографу или любовь к советской космической программе? А тут вот как-то сошлись звезды...

 

Мультфильм "Белка и Стрелка. Звездные собаки" замечателен во многих отношениях. Это первый отечественный компьютерный 3D мультфильм. К тому же снят он не по какой-нибудь сказке, а по как бы историческому и как бы научно-познавательному сюжету. Именно "как бы". Потому что, как ни печально, мультфильм поставил еще один рекорд — это первая отечественная мультипликационная "клюква", снятая "нами" для "них". Ибо фильм с самого начала планировалось прокатать по всему миру, он и был показан в 160 странах.

 

Скажу сразу, водки в мультфильме нет, ибо он все же детский. А вот все остальное... Можно, конечно, оговориться, что вся "клюквенность" мультика вполне оправданна, ведь это — байки, рассказанные маленьким дурно воспитанным щенком, которого подарили семье президента США. Щенок хочет произвести впечатление на своих новых знакомых — четвероногих обитателей Белого дома — и врет напропалую. Да вот только типичная "клюква" началась раньше — с кремлевской звезды во весь экран, с выезжающего аж из самого Кремля автомобиля с очень серьезным дядей, который потом везет щенка через океан в контейнере, прикрепленном к запястью. Щенка "космической собаки" действительно подарили дочери Президента США - Кэролайн Кеннеди. Вот только матерью его была вовсе не Белка, а Стрелка, и звали малыша не Пушок, а Пушинка. То есть, эпизод с непринужденным подниманием ноги на президентскую мебель — тоже "клюква", богатое щенячье воображение тут точно ни при чем. "Глупая русская собака!" — кричит по-английски Кеннеди. "Загадочная русская душа!" — звучит "перевод". Сложно понять, чего тут больше — "клюквы" или самоиронии над "клюквой". И этот вопрос сопровождает зрителя (взрослого, разумеется) во всё время просмотра. Что это — "клюква", пародия на "клюкву" или  отечественная "клюква", пародирующая "клюкву" западную?

 

Сюжет пересказывать в деталях смысла нет — желающие могут посмотреть мультфильм или обратиться к статье в Вики. Скажу о том, что бросается в глаза. Фильм чрезвычайно вторичен. Он копирует (и отчасти пародирует) целыми кусками западную мультипликационную классику — от "Дамбо" (цирковая тема) через "Леди и Бродягу" (жизнь бездомных собак) и "Рататуй" (крысы) — к "Ледниковому периоду" (ворона с сыром — функциональная копия Саблезубой Белки с желудем). Это делается так откровенно, что похоже на творческую декларацию. Только вот какую? "Мы тоже так можем" или "Мы принципиально не хотим придумывать свое"?

 

Далее, собственно о "клюкве" как жанре. В фильме она проявляется навязчивым выпячиванием советских символов и реалий, которые при этом остаются чисто декоративными моментами, экзотикой для туристов. "Площадь Революции, метрополитен имени дедушки Ленина!" — провозглашает крыс Беня, прежде чем нырнуть под землю вместе с товарищами по несчастью. Крыс этот — вообще существо удивительное. Он живет страстной мечтой разбогатеть, любым способом. В его мозгу роятся мечты ограбить телефонный автомат (рядом с которым висит объявление: "Меняю балалайку на баян")  или даже сберкассу. Кстати, квартирует Беня не где-нибудь, а внутри монумента "Рабочий и Колхозница". Тут авторы фильма попали в точку, ибо если бы дух стяжательства не поселился внутри советского проекта, СССР бы не рухнул. Уж и не знаю, мудрое ли это прозрение или удачно сложенная в кармане фига...  При этом крыс таскает на поясе часы, доставшиеся ему от Отто Юльевича Шмитда через дедушку — корабельную крысу с "Челюскина"....

 

Еще один типично "клюквенный" момент — нагнетание "тоталитарной" суровости. Будни зверюшек, которых готовят к полету в космос, чем-то напомнили мне страницы весьма поганой книжки Пелевина "Омон Ра". Нет, к счастью, конечности в мультике никому не ампутировали, но общая атмосфера потогонной муштры под мантры о долге перед Отечеством — та самая. Плюс очень западная система "слабого звена" — конкурса на выбывание с отражением результата на доске — никакого отношения к соцсоревнованию это не имеет.  Кстати, один из признаков "клюквы" — сочетание разнородных реалий. Например, кот-психиатр — фишка полностью западная, а явившийся к нему на прием суровый овчар Казбек — персонаж клюквенно-"советский".

 

Не хочется говорить о самом полете, ибо это такой бред, на котором следует поместить наклейку "держать подальше от детей". Крыс Беня, и никто другой, произносит историческое: "Поехали!" Собачки... выходят в открытый космос, чтобы починить первый спутник. Они... меняют в нем батарейки, после чего огромная красная звезда на спутнике снова начинает светиться. При этом видно, что батарейки, на которых спутник работает, — современные западные. Горькая ирония? В принципе можно понять, только вот зачем это детям?  Орбитальным модулем, оказывается, можно рулить как угодно. Спускаемый аппарат круглый, как в "человеческих" кораблях. И так далее, и так далее...

 

Еще немного о мотивации главных героев попасть в космос, ибо это важно. "Инструктор" Казбек очень много вещает о патриотизме. При этом мотивы у героев сугубо личные. Беня просто хочет выжить, Белка хочет прославиться, чтобы друзья из цирка смогли ее найти, а Стрелка мечтает встретиться со своим отцом, который живет среди звезд, как сказала ей когда-то мама. То есть личные интересы ставятся однозначно выше общественных. И даже твердокаменный Казбек в итоге нарушает дисциплину по сугубо личным мотивам. Неужто это главное послание, которое должны получить дети, когда они смотрят мультфильм?

 

На титрах авторы зачем-то решили пустить сбоку реальные кадры того времени. Там с собаками очень бережно обращаются симпатичные женщины, нет никакой муштры и издевательств, можно представить себе, как проходили полет и приземление. Но будут ли смотреть эти кадры дети? Заинтересуются ли они историей этого очень важного эксперимента, который позволил всего через год выйти в космос уже человеку? Или у юных зрителей в голове будет цвести развесистая "клюква", выращенная из вполне взрослых "фиг в кармане"?


А знаете, что самое грустное лично для меня? Сухие строки из Википедии: "Фильм снят при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Федерального космического агентства «Роскосмос». Производство картины осуществили киностудия «Центр национального фильма» совместно с ООО «ЦНФ-Анима»". Я не знаю, зачем "Роскосмосу" "клюква", вводящая в заблуждение детей. А "Центр национального фильма" — это бывший "Центрнаучфильм".  То, что именно эта студия сняла фильм, который,  по стыдливому признанию той же Вики "имеет некоторые несоответствия с историческими данными", тоже симптом. Симптом того, что корни "клюквы" проросли слишком глубоко.

Марина Александрова, РВС