Круглый стол «О законопроекте «О профилактике семейно-бытового насилия», Дубна

2 декабря 2015 года в рамках работы Общественной палаты города Дубны прошел круглый стол, посвященный обсуждению законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия». Законопроект был передан 1 октября 2015 года Президенту РФ В.В. Путину членами Совета по правам человека с просьбой его поддержать.  К сожалению, законопроект не был предложен общественности для широкого обсуждения. Но если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе.

 

Круглый стол собрал представителей всех направлений социальной работы нашего города, которые так или иначе сталкиваются с проблемой насилия. Присутствовали: заведующая отделом опеки и попечительства Т.А. Тарасова, заместитель отделом опеки и попечительства А.И. Рогалева, заместитель начальника ОУУП и ПДН, майор полиции Ю.Д. Налимов, начальник отдела по делам и защите прав несовершеннолетних А.В. Полькина, директор МБОУ «СОШ №1», депутат Совета депутатов А.И. Руденко, заместитель начальника полиции, подполковник полиции А.И. Щекочихин, заведующая отделением организации педиатрической помощи в образовательных учреждениях, врач педиатр высшей категории детской поликлиники №1 ГАУЗ МО «ДГБ» Н.В. Копосова, заведующая ОУСС ГКУСО МО «Центр «Бригантина» Н.С. Шумейко, представитель уполномоченного по правам человека И.А. Алексеева, психолог высшей категории Ю.Е. Писарева, член ОООЗС «Родительское Всероссийское сопротивление», член Общественной палаты г. Дубны А.Е. Большакова.

 

Психолог Ю.Е. Писарева в своем докладе отметила, что широкое понимание термина психологическое насилие ведет к неадекватному реагированию на проблемы в семье. Воспитание детей неминуемо приводит к нравственным страданиям ребенка, а отказ от воспитания чреват увеличением маргинальных членов нашего общества. Отделение от семьи так называемого «нарушителя» в не уголовных случаях, как это предлагает законопроект, неминуемо приведет к разрушению семьи и невозможности примирения сторон. Кроме того, нельзя наказывать нарушителя без предварительного разбирательства. В ее практике был случай, когда мать ребенка заявляла о сексуальном домогательстве к ребенку, но при разбирательстве выяснилось, что ребенок не так все понял и наказания невиновный не понес. Такие случаи бывают.

 

Подполковник полиции А.И. Щекочихин считает, что закон неисполним на 99%. Корысть и зависть могут подтолкнуть третьих лиц к анонимным жалобам на семьи в случаях, когда членам семьи ничего не угрожает. Кроме того, сейчас совершенно некуда отселять членов семьи в конфликтных случаях. Очень жестко в законопроекте предполагают обращаться с нарушителями, которым предписывается 4 раза в месяц являться в органы милиции, такого нет даже для уголовников. Очень часто семейные конфликты заканчиваются примирением, но если в этот процесс вмешиваются третьи лица, то конфликт только разрастается.

Врач-педиатр Н.В. Копосова поделилась, что часто видит в своей практике, что родители недолжным образом заботятся о своих детях, но делают это не по злому умыслу, а по незнанию. Система профилактики насилия существовала и ранее, но она разрушается последние 25 лет. Было бы хорошо, чтобы с родителями в медицинских учреждениях работали психологи. А предложения законопроекта – это не профилактика, это будет работать лишь на обострение существующих проблем.

 

Директор школы №1, депутат А.И. Руденко заметил, что законопроект списан с западных образцов, но наше общество не западное, семьи имеют свои традиции. Семья – это закрытый институт, у русских людей не принято вмешиваться в семьи третьим лицам. Нельзя разложить все человеческие отношения на юридические весы. Этот законопроект будет работать на эскалацию напряжения в нашем обществе. В таком виде он у нас на профилактику работать не будет, хотя хорошо, что кто-то занялся вопросом бытового насилия. Пока только центры помощи были бы эффективны.

 

Представитель уполномоченного по правам человека И.А. Алексеева высказала мысль, что обсуждая этот вопрос, мы подходим к идее падения нравственности. Растут разводы, количество семей, живущих гражданским браком. Раньше у людей было чувство стыда, апеллируя к которому можно было вразумить нарушителя. Где это чувство сегодня? В данный момент государство не может реально помочь в случае семейных конфликтов – некуда отселять людей, некому им реально помогать, нет соответствующих центров, психологов.


Майор полиции Ю.Д. Налимов отметил, что данный закон может быть использован не в пользу настоящего пострадавшего. Кроме того, нет смысла налагать штрафы на людей, которые действительно дебоширят, так как таким людям часто нечем оплачивать эти штрафы. В нашей стране людей может сдерживать только уголовный кодекс. Возможно, что стоит возбуждать дела о бытовом насилии не в Мировом суде, а в следственных органах. Такие дела рассматривались бы эффективнее. Он привел пример, когда в нашем городе мать нанесла телесные повреждения своей 14-летней дочери (ударила шнуром). Состав преступления, конечно, есть. Но нужно учитывать, что дочь не ночевала дома, хамила матери и делала все, что ей хочется. Мать не выдержала и ударила дочь. А дочь после этого позвонила в полицию, и мать привлекли к уголовной ответственности. Ни в коем случае нельзя предпринимать что-то, касающееся семьи, без предварительного разбирательства. А по законопроекту это будет повсеместно.

 

Поднимался вопрос о том, правильно ли формировать у наших детей привычку жаловаться на своих родителей? Все участники обсуждения согласились, что это приведет только к шантажу родителей детьми.

 

Многие специалисты с ностальгией вспоминали о существовавших ранее ЛТП (лечебно-трудовые профилактории), где оступившиеся граждане имели возможность привести себя в порядок, а многие из них даже полностью бросали пить и становились достойными гражданами.

 

Участниками обсуждения единогласно была принята следующая резолюция.

 

Резолюция круглого стола на тему: «О законопроекте «О профилактике семейно-бытового насилия», проведенного в рамках работы Общественной палаты г. Дубны 2 декабря 2015 года.

 

1)   Проект федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия» не следует вносить в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации, так как он противоречит Конституции РФ, дискриминирует сферу семейных отношений и противоречит государственной стратегии по укреплению семьи в Российской Федерации;

 

2)   Авторам законопроекта рекомендуется опубликовать его для широкого общественного обсуждения и на основании проведенного обсуждения сформировать новую законодательную инициативу, направленную на профилактику насилия в обществе;

 

3)   В качестве профилактики насилия в отношении незащищенных категорий граждан необходимо развивать систему реабилитационных и семейных  кризисных центров в Российской Федерации;

 

4)   Для оказания помощи пострадавшим от насилия, а также в качестве профилактики насилия, рекомендуется ввести в медицинских учреждениях (взрослые и детские поликлиники, женские консультации) и в органах МВД ставки психологов;

 

5)   Для уменьшения насилия в обществе необходимо наполнить СМИ позитивным содержанием, пропагандирующим здоровые семейные отношения (фильмы, телевизионные передачи, социальная реклама).

Анастасия Большакова,РВС