Мультфильм "Холодное сердце" - бизнес-проект или ловушка для неокрепших душ?

"Доброе так же легко превращается в злое, как и злое в доброе", - Якоб Бёме.


Студия Уолта Диснея планирует в 2024 году выпуск третьей части популярного мультфильма «Холодное Сердце», который является продолжением «Холодного Сердца-1» и «Холодного Сердца-2», входящих в тройку самых кассовых мультипликационных картин за всю историю. Мультфильм очень популярен и в России. Многие дети подражают главным героиням – Эльзе и Анне. Поэтому важно разобраться, какие смыслы заложены в этот мультфильм.

Режиссеры первых двух частей произведения Крис Бак и Дженнифер Ли утверждают, что сюжет мультфильма-мюзикла «Холодное сердце» основан на известной сказке «Снежная королева».

Классическая сказка для ребенка является проводником - педагогом во взрослую жизнь, закладывая с самого детства опыт предыдущих поколений и формируя шкалу ценностей. С помощью сказки можно также корректировать поведение детей. Существует даже особое направление в психологии – сказкотерапия. С помощью этого метода психолог воздействует на ребенка мягко и ненавязчиво, задавая правильные ментальные установки. Но если есть сказки, которые лечат, то есть и те, которые калечат. С помощью сказки можно показать достойный выход из трудной ситуации, а можно сбить с толку и направить по ложному пути.

Таким образом, те, кто заинтересован в изменении общества, могут «переосмысливать» проверенные временем произведения и подменять культурные коды в угоду политической злободневности. Зачастую подмена происходит не через то, что четко осознается, а через то, что скрыто от понимания. Американский психоаналитик Клотер Рапай в своей книге «Культурный код» писал: «Культурный код - это уникальные культурные особенности, оставшиеся народам от предков. Это закодированная в некоей форме информация, позволяющая идентифицировать культуру». Специалисты утверждают, что культурный код не статичен, при определенных условиях он может быть изменен для создания новых культурных норм.

В данной статье мы предлагаем обсудить, как происходит попытка изменения культурных кодов через кинематограф, который способен не только отображать существующую реальность, но и изменять ее. Для этого сравним классическую сказку «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена и ее современное прочтение в мультфильме «Холодное сердце» от студии Уолта Диснея.

Какие новые идеалы будут предлагаются обществу?

Например, недавно ведущий руководитель компании The Walt Disney Company Карей Берн заявила, что не менее 50% всех персонажей кинопродукции будут представителями ЛГБТ и нацменьшинств. Кроме того, она с гордостью подчеркнула, что один ребенок в ее семье трансгендерный, а другой — пансексуальный. Из ее слов становится очевидно, что основной удар будет нанесен по традиционным ценностям. Не удивительно, что для такого гендерно-либерального представления о мире, классическая сказка Андерсена, пронизанная строгой христианской моралью, - «довольно мрачная». Именно так заявил продюсер «Холодного сердца» Питер Дель Вечо. Он подчеркнул, что ее нелегко превратить в кассовый фильм, понятный современному зрителю. Дель Вечо считает единственным выходом из данной ситуации - коренное изменение ролей и взаимоотношений персонажей.

Заявление голливудских режиссеров о том, что классика скучна и молодежи нужно новое, яркое, динамичное кино, скорее, выглядит как повод воспитать иного человека через переворачивание смыслов и замену классических сюжетов другим содержанием.

Рассмотрим основные идеи и смыслы сказки Андерсена, по которым наносится удар современными кинематографистами.

Добро и зло в сказке "Снежная королева".

Сказка Андерсена пронизана пафосом христианского гуманизма, это определяется верой в силу, величие и божественное предназначение человека. На переднем плане у автора стоит задача спасения души из плена темных сил. У датского писателя добро и зло предельно обнажены, по-другому и быть не может, только так, следя за сказочными героями, дети могут понимать, в чем состоит путь восхождения или падения.

Образ снежной королевы, повелевающей снежными бурями и холодными ветрами, - олицетворение зла и смерти. В скандинавских мифах этот образ часто упоминается как Ледяная Дева. Когда умирал отец Андерсена, его последними словами были: «Вот идет Ледяная Дева и она пришла ко мне...». Царство Снежной королевы – это загробный мир. Она восседает в нем на троне, который стоит в центре замерзшего озера.

У Данте в Девятом кругу ада находится такое же озеро посередине преисподней, где предатели испытывают вечную муку холодом, там правит «Люцифер - мучительной державы властелин… он истинно первопричина зла». Ганс Христиан Андерсен проводит параллель между своей героиней и Сатаной, тем самым подчеркивая, что происхождение зла лежит за пределами человеческого существования. Это зловещее место писатель именует «чертогами Снежной королевы».

В противовес чертогам Снежной королевы Андерсен рисует нам городок Кая и Герды как символ рая. Здесь мальчик и девочка неразлучны и связаны общим делом созидания. Они выращивают живые цветы Розы, которые являются символом жизни. Дети растят их в любви и труде, дабы приблизиться к Богу.

«Розы растут...
Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа», -

распевали дети, взявшись за руки, целовали розы, им чудилось, что «...глядел на них сам младенец Христос». Андерсен показывает этим божественное начало Кая и Герды.

Христианское мировоззрение Андерсена определяет духовное и нравственное состояние героев. Их моральный образ и поступки формируются свободой волеизьявления перед выбором добра и зла.

Сказка «Снежная королева» — это притча о порабощении человека грехом, где выбор зла ведет к ложной свободе и гибели души. Истинную свободу герой Андерсена обретает только путем отказа от грехопадения. Таким образом, позиция автора в том, что ледяное сердце Кая — это не окончательный грех, а то, что можно исправить свободным выбором человека.

В начале сказки автор рассказывает нам о зарождении зла – «жил был тролль, злющий-презлющий, то был сам дьявол». Он создал зеркало, в котором «добрая благочестивая мысль отражалась невообразимой гримасой... Всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё же ничтожное и безобразное, напротив, высыпало еще ярче, казалось еще хуже...». Когда зеркало разбилось, то некоторым людям осколки попадали в глаза, и тогда человек начинал видеть всё навыворот. Но хуже всего было тем, кому такие осколки попадали прямо в сердце, оно превращалось в кусок льда, что и случилось с главным героем произведения.

После того как осколки от «дьявольского зеркала» попали в глаз и сердце мальчика - произошло отпадение Кая от Бога… И тогда его взгляд на мир изменился: «Всё великое и доброе казалось ничтожным и гадким, а злое и дурное отражалось еще ярче, дурные стороны каждой вещи выступали еще резче». Живые розы мальчику стали отвратительны, а всё бездушное показалось прекрасным: «Снежинки стали похожи на роскошные цветы и даже на десятиугольную звезду». «И какая точность, ни одной неправильной линии. "Видишь, как искусно сделано, — говорил Кай своей сестре. — Это куда интереснее настоящих цветов».

Через его мышление Андерсен выражает сущность мертвой природы зла. Он считает, что человек без чувственного не может познать и преобразовать мир. Такой паралич чувств приводит к потере души человека. Ведь именно отсутствие душевных качеств меняет его архитектуру, где дух, душа и тело в человеке едины. Восстановить же это триединство и освободить из ледяного плена может только по-настоящему горячее и любящее сердце. Что и сделала Герда. Она, поцеловав Кая в обе щеки, вдохнула в него душу… «И они опять зацвели розами».

«Кривое» отражение добра и зла в мультфильме «Холодное сердце».

Основной сюжетной линией первой части мультфильма «Холодное сердце» является история двух сестёр. Они - наследницы престола в городе-королевстве Эренделл. С рождения одна из сестер Эльза обладает уникальным даром-способностью замораживать все вокруг. Она плохо контролирует эту способность и в моменты эмоциональных срывов магическая сила приводит к непредсказуемым последствиям. Однажды на балу, поссорившись с сестрой, Эльза при гостях показывает свою силу, вызывая страх у людей. В панике она, погрузив Эренделл в вечную зиму, убегает в горы, где строит для себя ледяной замок и поселяется в нём.

Её сестра Анна пытается справиться с «волшебством» Эльзы и спасти ее из ледяных объятий «природного таланта». Анна отправляется в замок,чтобы «поговорить с сестрой» и вернуть её обратно в город. Это не удаётся, и Эльза случайно смертельно ранит Анну льдинкой в сердце, исцелиться от которой возможно только через любовь.

В конце мультфильма Анна, защищая Эльзу, готова пожертвовать собой и только чудо спасает её жизнь. Потрясенная героическим поступком своей сестры, Эльза обнимает Анну в знак благодарности, тем самым проявляя "жест любви", невольно оживляет сестру и размораживает город Эринделл. Но можно ли утверждать, что Анна своей жертвенностью помогла избавить сестру от разрушительного"дара" и отогрела сердце Эльзы? Попробуем разобраться ниже.

Творчество Андерсена показывает , что классическая европейская культура основана на христианских ценностях. Как и любая культура она содержит в себе религиозное ядро. "Культура родилась из культа. Истоки ее - сакральны… Культура имеет религиозные основы", писал русский религиозный философ Николай Бердяев.. Эти ценности сформулировали идентичность современного западного человека.

Сценаристы же «Холодного сердца» выступают в качестве антагониста Андерсена. Они, по сути, атакуют христианскую западную культуру и берут на себя роль создателя кривого зеркала, переворачивая христианские смыслы, которые заложил датский сказочник в первоисточник.

В отличие от классической сказки авторы мультфильма отошли от привычного деления на чёрное и белое, подменив это понятиями «Лёд» и «Жара», размывая тем самым границы добра и зла. Здесь нет как прекрасно-положительного образа героя, что говорит об отсутствии христианской идеи подобия человека богу, так нет и чётко прослеживаемой линии зла.

Создатели "Холодного сердца" решили оформить свое видение Снежной королевы, отличное от канонического. И уже отталкиваясь от него, сконструировали собственную перевернутую историю. Где злая, безжалостная хозяйка ледяного царства и обладательница холодного сердца воспринимается как положительный, сильный, достойный уважения и сочувствия персонаж. Зло в мультфильме предстаёт перед нами в привлекательном образе. То, что раньше приносило смерть, боль и разрушения - стало творить добро.

Эльза по всем канонам главных сказочных персонажей должна была уничтожить в себе злое начало, но она не совершила этого, решив сделать его соработником добра, по сути примирив Бога и Сатану, тёмное и светлое начало в человеке. А, как известно сказка для ребёнка — это маленькая модель мироздания, которая учит тому, что добро всегда сокрушает зло и окончательная победа Христа над антихристом, Бога над Дьяволом будет одержана.

Если в Кая зло проникает из внешнего мира, то Эльза рождена с ледяным сердцем. Режиссеры этим дают понять зрителю, что плохие черты характера и злонамеренность даны человеку от рождения, а не приобретаются в процессе жизни.

Необходимо подчеркнуть опасность иллюзии примирения со злом главной героини сказки «Холодное сердце» всего лишь иллюзия. Приручение демонов неизбежно приведет к тому, что они обязательно выйдут из-под контроля, потому что без борьбы со своими страстями не происходит духовно-нравственного развития

Кай в «Снежной королеве» побеждает холод своего сердца и духовную смерть, а в диснеевском мультфильме авторы утверждают, что человек обусловлен злом, которое не прогонишь и от него не избавишься, ибо оно сидит в каждом из нас. Этим утверждается изначально греховная природа человека.Таким образом создатели мультфильма лишают героиню возможности свободы выбора между грехопадением и отказом от грехопадения. А если свободы воли не существует и все предопределено, значит нет возможности влиять на ход событий и нести ответственность за свои поступки. Наблюдая за развитием сюжета мультфильма, можно обнаружить как авторы кинопродукта манипулируют зрителем , подменяя смыслы, для его дальнейшей дезориентации. Вместо свободы режиссеры показывают путь безграничного своеволия, ведущий к преступлению. Тот, кто переступает границы дозволенного теряет нравственную автономию и становится рабом тех или иных посторонних сил. ".. Свобода лишь в одолении себя и воли своей…, чтоб всегда во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином" - писал Ф. М Достоевский.

Так кто же такая Эльза, зачем авторам нужно смешение образов в данном персонаже и её двойственная природа?

Складывается ощущение, что избегая излишней персонификации Эльзы, сценаристы заходят издалека и приглашают дьявола в наш мир, ведь именно дьявол, каким бы он не был привлекательным, не может избыть из себя дьяволькое.

Примирение со злом главной героини сказки «Холодное сердце» всего лишь иллюзия. Приручение демонов неизбежно приведет к тому, что они обязательно выйдут из-под контроля, потому что без борьбы со своими страстями не происходит духовно-нравственного развития.

Битва двух сердец.

Наиболее ярко различие между современным прочтением сказки и ее оригиналом видно на примере Анны, прообразом которой является Герда.

Для того чтобы спасти душу близкого человека, необходимо обрести духовную силу. Для этого надо полностью изменить себя и выйти на новый уровень сознания. В оригинальной сказке Герда начала свой путь с отказа от материальных благ. Символом этого отречения является передача реке красных драгоценных башмачков: «Тогда она сняла свои красные башмаки, первую свою драгоценность, и бросила их в реку». Совершив этот поступок, Герда получает возможность преодолевать испытание за испытанием.

И когда в конце пути Олень попросил мудрую финку дать девочкe силу двенадцати богатырей, чтобы сразиться с войском Снежной королевы и спасти Кая, финка ответила: «Силу двенадцати богатырей! … Да, много в этом толку!» И продолжила: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила – в ее милом, невинном детском сердечке. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколки, то мы и подавно ей не поможем!».

Андерсен показывает в образе своей маленькой, но мужественной героини безграничный потенциал в развитии человека. Трудная дорога Герды представляется нам лестницей восхождения к своему идеальному образу. Только соединившись с ним Герда обретает всепобеждающую любовь в сердце. В поисках Кая и преодолении суровых испытаний Герда раздвигает границы своей личности и выходит за рамки возможного. По мере продвижения к чертогам Снежной королевы девочка предстает перед нами уже целостным и сформированным человеком, что дарует ей уверенность и неуязвимость даже перед самой Снежной королевой. В итоге Герда сокрушает ее войско и возвращает из ледяного плена Кая. В конце сказки Андерсен показал, что главные герои преобразились и обрели зрелость: «Проходя в низенькую дверь, они заметили, что успели за это время сделаться взрослыми людьми». При этом они сохранили свет своих сердец и чистоту нравственных помыслов, об этом говорит бабушка, громко читая Евангелие: «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное».

Что сделала для победы над злом Анна? Смогла ли она выйти за границы самой себя и совершить духовный подвиг? Удалось ли героине мультфильма взрастить в себе источник чудотворной любви и растопить ледяное сердце Эльзы?

Режиссеры мультфильма не ставят перед Анной высоких целей для спасения души Эльзы. Ей не дают «инструменты» для того, чтобы подняться над собой, осознать себя и измениться.

Анна воспринимает свое путешествие не как тяжелое испытание и восхождение, а как веселое приключение. Легкая, ни к чему не обязывающая пустота разговоров и отсутствие их внутреннего содержания подтверждают праздность, а не жертвенность выбранного ею пути. «Я просто поговорю с сестрой», - беззаботно и непринужденно говорит Анна о спасении Эльзы… Уже в самом начале своего путешествия она просит о лучшей доле, мечтая о тропиках и белом песке.

Принцесса Анна не отрекается от материальных благ, более того - выходит из реки с мешочком денег. Так создатели показывают зрителю то, что источник истинной жертвенной любви лежит в земном благополучии, а духовный рост обременен плотскими страстями. Затем принцесса покупает себе сапожки, зимнюю одежду и подкупает ледоруба (Кристофа) для того, чтобы он отвез ее в замок Эльзы. Анна, добравшись до чертогов сестры, не закалилась в тяготах и невзгодах и не обрела возможность стать сильнее. В итоге она осталась беззащитной перед чарами Эльзы и получив от нее ледяной удар прямо в сердце, бежала из покоев Снежной королевы.

Принцесса Анна не выходит за рамки возможного, а остается такой какая есть, как бы застревая в прежнем состоянии. Всё это говорит о том, что этапы взросления Анной не пройдены. В итоге чуда не происходит, лёд в сердце Эльзы остается нерастопленным, и духовная смерть не попрана.

Помимо этого, в "Холодном сердце" предпринимается попытка изменить традиционный взгляд на взаимоотношения полов. Мы это видим на примере романа Кристофера и Анны.

Женственность и мужественность являются фундаментальными опорами патриархальной семьи и общества, где настоящий мужчина должен быть инициативным, решительным, волевым и обладать лидерскими качествами. Что на самом деле присуще не Кристоферу, а… Анне. Кристофер же, наоборот, представлен мягким и не способным повести за собой, в народе про таких говорят "рохля". Даже любовь более страстная и горячая у Эльзы к Анне, нежели у Кристофера. Это подтверждает факт того, что в сказке "Холодное сердце" именно сестра отогревает сердце Анны. Получается, что он и тут отдает первенство женщине. И опять мы видим перевернутую модель привычных финалов сказок, где принцессу спасает не принц, а другая принцесса.

Такая инверсия мужского и женского начала не позволит воспитать сильного мужчину и вдохновляющую его на подвиги женщину. Это полностью меняет традиционный уклад в обществе, нанося удар по семье, где мужчина воин, а женщина - хранительница очага.

Основываясь на смене полоролевых отношений и сдвигая границы в сторону женственности у мужчин и мужественности у женщин, гендерные идеологии пытаются изменить ценностные ориентации человека, вменив нам идеологию феминизма, чайлд-фри, однополых браков и гендерного разнообразия. Не лишне будет указать и на то, что режиссер мюзикла не в выгодном свете показывает нам многодетную традиционную семью Ханса, в которой нездоровая конкуренция братьев создает атмосферу для воспитания эгоистичного, завистливого и лицемерного персонажа. И, напротив, "странная", "экзотическая", с непонятной структурой, семья Кристофа, состоящая из лесных троллей, смогла воспитать личность с положительными качествами.

Подводя итог, можно наблюдать попытку, как в общественном сознании стирают границы тьмы и света. Герои сказок должны быть четко ориентированы (либо они добрые, либо злые). А придание сказочному персонажу одновременно плохих и хороших качеств приведет к тому, что формирующаяся личность ребенка перестанет различать добро и зло. В свою очередь это положит начало возникновению дуального мышления или толерантности (нечувствительности) как к греховным, так и к светлым сторонам жизни. Применение этой двойственности в воспитании ребенка в краткосрочной перспективе может показаться незначительным, но по мере взросления скажется на его здоровом развитии.

Если сказка не сподвигает ребенка к преодолению зла, то у него возникает установка в сознании, что плохие черты характера и злые поступки – это данность с рождения, которые не нужно исправлять, но с ними надо смириться и дружить.

Это и есть демонстрация нового эталона для подражания, восхваляющего девиантное поведение и отсутствие воли на самоограничение. В таком трагическом состоянии бытия человек теряет потенциал к саморазвитию, потому что попадает под власть природного начала, в котором нет возможности к восхождению.

Серебрякова Оксана