Новые школы: необходимо, но не достаточно


Заброшенная школа в Тульской области (с) Рубцов Сергей, 2021

Министр просвещения Сергей Кравцов, анонсируя «просветительский кластер» на выставке-форуме «Россия» похвастался, чем мог: скоростью строительства школ, вроде бы даже превзошедшей таковую в СССР, и достижениями на международных олимпиадах.

Достижения неоднозначные. Что школы строятся, само по себе, хорошо, вот только на фоне растущего дефицита учителей это так себе достижение. Школьные здания не учат, это делает учитель, а с ними всё хуже и хуже. Если ещё недавно учёба велась в несколько смен из-за того, что не хватало места в школах, то теперь мы всё чаще видим, что это происходит из-за недостатка учителей, которые к тому же работают больше, чем на одну ставку - то есть на износ и с понижением качества преподавания.

Что касается призов международных олимпиад, то как отмечают специалисты, такие призёры зачастую и работу потом ищут за рубежом, то есть хозяйству страны от этого ни холодно, ни жарко. А средний уровень образованности неуклонно понижается - и это прямая ответственность Минпросвещения. Снижение происходит из-за дефицита учителей, неэффективной программы, негативного воздействия телефонов и соцсетей (в который школьников заманивает, в том числе, министерство) и так далее.

В своё время учёный Оскар Пешель сказал, что в австро-прусской войне прусский учитель победил австрийского. Имелась в виду именно массовая система образования, давшая образованного солдата, способного воевать современным на тот момент оружием. То же самое можно было сказать и про Великую Отечественную, которую выиграл советский учитель.

Так вот Сергей Кравцов и его ведомство сейчас  ослабляют Россию на фоне уже идущей войны.