О кадровом суверенитете и профессионалитете

Если вопрос о кадровом суверенитете ставится применительно не только к инженерным специальностям, но и к рабочим, то дело серьезное. Даже во времена царской России, не говоря уже о Советском Союзе, так остро не стояла проблема подготовки ремесленников и рабочих. Виной всему - развал промышленности, начавшийся во времена «перестройки», и переориентация страны на сырьевой тип экономики.
Профтехучилища, готовившие в СССР рабочие кадры, создавались на базе крупных предприятий, и их закрытие повлекло деградацию системы среднего профессионального образования.
 
Программа «Профессионалитет», широко рекламируемая сегодня, является довольно неуклюжей попыткой возродить эту систему обучения. Правительство РФ предлагает ускоренно, за счет сокращения сроков обучения и с привлечением к этому процессу предприятий и предпринимателей, готовить рабочие кадры. При этом сокращение сроков обучения осуществляется в первую очередь в целях коммерциализации профессионального образования.
 
Если оставить за скобками пристрастие власть имущих к тому, чтобы стимулировать «невидимую руку рынка» за счет госбюджета, то проявится другая, не рыночная, проблема. Система профтехобразования в СССР давала своим выпускникам широкое базовое образование, которое позволяло рабочим самостоятельно повышать свою квалификацию.
 
Если же готовить кадры ускоренно, отказавшись от этих «излишеств», то в условиях динамично меняющегося современного мира узкие специалисты, подготовленные в рамках «Профессионалитета», станут заложниками этой новой системы. Конечно, такая «связка» полезна для коммерсантов от системы профтехобразования, но независимости и самостоятельности ее выпускникам точно не добавит. Тем самым идея кадрового суверенитета страны будет как минимум проблематизирована.