РЕКОМЕНДАЦИИ по результатам проведения круглого стола «Защита права новорождённого ребёнка на жизнь и охрану здоровья: проблемы, задачи и опыт их решения»

РЕКОМЕНДАЦИИ

по результатам проведения КРУГЛОГО СТОЛА

«ЗАЩИТА ПРАВА НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЁНКА
НА ЖИЗНЬ И ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ:

ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ И ОПЫТ ИХ РЕШЕНИЯ»

 

г. Москва. 21 марта 2016 года.

 

Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка 21.03.2016г. проведён круглый стол «Защита прав новорожденного ребёнка на жизнь и охрану здоровья: проблемы, задачи и опыт их решения», в котором приняли участие представители Государственной Думы РФ, законодательных собраний регионов, Правительства РФ, Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, ассоциаций, фондов, общественных организаций по защите семьи, учёных, педагогов высших учебных заведений.

Поводом для Круглого стола стал внесённый 25 декабря 2015 года в Государственную Думу РФ проект Федерального закона № 964592-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", который продвигает возможность бесконтрольной анонимной передачи в «специализированные места» («детские боксы»), устанавливаемые в различных организациях, детей до шестимесячного возраста.

Участники Круглого стола, обсудив законопроект, заслушав обстоятельные доклады, содержащие анализ демографической, криминальной статистики, а также анализ эффективности мер, предпринимаемых в области защиты материнства, пришли к выводу:

1. Смысл законопроекта выходит за рамки декларированной цели заботы о спасении новорожденных, так как законопроект позволяет приносить и оставлять не только новорожденных, и не только своих детей.

2. Сама идея предоставить родителям возможность анонимного оставления ребёнка в ящиках для «ненужных детей», противоречит нравственности, Конституции РФ, федеральным законам и подзаконным актам. Для участников круглого стола очевидно, что идея оставления детей в ящиках – это, фактически шаг к расчеловечиванию.

3. Предложенная идея не решает проблему убийств новорождённых. Состояние женщины, готовой на убийство ребёнка - это не то состояние, в котором относят в «бэби-бокс». В «бэби-боксы» детей несут не матери-убийцы, а женщины, находящиеся в отчаянии, помочь которым из-за анонимности отказа становится невозможно.

4. В то же время, установка «бэби-боксов» провоцирует отказы от новорождённых.

5. Острота проблема убийств новорождённых неуклонно снижается благодаря предпринимаемым в регионах обычным методам профилактики отказов от детей и социальной поддержки материнства.

6. Идея бесконтрольного анонимного оставления детей удобна не для заявленной цели, а для различных «обходных» схем обеспечения спроса на детей, включая криминальные. В «бэби-бокс» может принести ребёнка не только мать. В частности, заинтересованность отдельных учреждений в «бэби-боксах» может быть вызвана спросом на новорожденных детей со стороны потенциальных усыновителей.

Более того, анонимность, если во имя её соблюдения у «окон жизни» будут отсутствовать камеры наблюдения, может привести даже к последствиям террористического характера.

В виду этой тенденции, целесообразно, наоборот, уточнить уже существующие нормы анонимного приёма детей, чтобы исключить возможность подобных махинаций.

 

Эксперты и родительская общественность убеждены, что легализация «детских боксов» приведёт к провокации граждан к отказу от детей, а анонимность процедуры отказа создаст благоприятные условия для различных криминальных схем с неучтёнными детьми.

Выступавшие отметили и полное непонимание авторами идеи «детских боксов» того, как действуют российское дознание и правосудие в случае, если в следственные органы поступило сообщение о неожиданной «пропаже» у женщины ребёнка. Если мать, отказавшаяся от младенца официально в роддоме, имеет справку о его оставлении, то мать, положившая дитя в «ящик», не имеет никаких доказательств того, что она его не убила или не продала, а значит, она будет осуждена по соответствующей статье. Вряд ли предполагается вообще отменить расследования по такого рода поступающим сигналам. Ведь это значило бы открытие широчайшего чёрного рынка сбыта неучтённых детей и отсутствие наказания за тяжкие преступления.

Специалисты Министерств здравоохранения регионов Российской Федерации, социальной защиты, некоммерческих организаций, специализирующихся на помощи женщинам, находящимся в кризисной ситуации, активисты общественных организаций по защите семьи в разных регионах страны выступают категорически против установки ящиков для детей.

Также было высказано недоумение действиями лоббистов рассматриваемого закона в Общественной палате РФ, не нашедшей нужным в течение года прислушаться к аргументированному мнению независимых экспертов и родительских организаций, выступавших против «бэби-боксов». В результате обществу навязывалась через СМИ ложная однобокая картина.

Узаконивание «детских боксов» приведёт к ослаблению ответственности материнства, родительства, оно противоречит семейной политике РФ, направленной на профилактику отказов от новорожденных. Приоритетная задача государства состоит в укреплении института семьи и, в частности, в сфере профилактики социального сиротства – в сохранении кровной семьи для ребёнка.

 

В ходе круглого стола были выработаны следующие Рекомендации:

 

1. Министерству здравоохранения РФ, Правительству Российской Федерации -

дать отрицательное заключение на проект Федерального закона № 964592-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";

 

2. Государственной Думе РФ

1) снять с рассмотрения проект федерального закона № 964592-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации"»;

2) создать рабочую группу по разработке законов, направленных на искоренение дискриминации кровных семей, а также – на материальную и социальную поддержку одиноких матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, государственным органам субъектов Федерации, органам местного самоуправления:

способствовать организации государственных кризисных центров для женщин и детей, в которых мать, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, могла бы получить психологическую помощь и информацию о вариантах социальной поддержки;

открывать реабилитационные центры для матерей с детьми;

увеличить материальную помощь нуждающимся матерям, чтобы они не оказывались перед необходимостью принимать горькое решение об отказе от ребёнка.

 

4. Генеральному прокурору Российской Федерации

провести проверку работы всех установленных в Российской Федерации «бэби-боксов» с целью выявления

1) нарушений российского законодательства, регламентирующего ввод и эксплуатацию медицинского оборудования;

2) нарушения учёта и порядка устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подкинутых в «бэби-боксы».

 

5. Следственному комитету Российской Федерации

провести доследственную проверку по фактам незаконной установки мест для анонимного оставления детей («бэби-боксов»), связанным с превышением должностных полномочий лицами, установившими медицинское оборудование без сертификации, в нарушение технического регламента, а также, способствующих совершению преступления, предусмотренного ст. 125 УК РФ (оставление в опасности), лицами, оставившими несовершеннолетних детей в незаконно установленных местах – «бэби-боксах», не приспособленных для нахождения в них новорожденных детей.