Попалась в сети новость о конкурсе "ВОЛОНТЕР - 2015", который «направлен на повышение престижа волонтерской деятельности в городе Уфе и проводится в период с 1 июня по 20 октября 2015 года».
Стало интересно, в чем должны соревноваться участники, поскольку любой конкурс предполагает именно принцип состязательности. Спасибо организаторам, они разместили "Положение о городском конкурсе Волонтер 2015".
Но прежде чем обсуждать что-либо, полезно ознакомиться с предысторией явления, поэтому прямой дорогой двинемся в Википедию.
Волонтёрство или Волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение [выделено мной] . Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг [выделено мной] (добровольческой деятельности).
Деятельность благотворительных организаций нуждается в поддержке добровольцев. Для организации добровольческой деятельности, с одной стороны, создаются вакансии добровольцев в благотворительных организациях, с другой стороны — формируется круг поддерживающих организаций и сам добровольческий корпус участников благотворительной деятельности, согласных принимать участие в бесплатном труде во благо нуждающихся. Такой бесплатный труд является разновидностью филантропии (бескорыстного дарения в пользу нуждающихся благоприобретателей [выделено мной] — людей, природы).
Вроде бы все написано правильно, и слова хорошие – благотворительность, бесплатно, бескорыстие – а слух царапает. В чем дело? Только ли в сухом канцелярите, которым написана статья? Или слово "услуги" выпадает из привычного логического ряда, когда речь идет о благотворительности? А может быть, это издержки ресурса, составившего справку? Тогда стоит обратиться к другим источникам, поэтому открываем то самое "Положение". В целях конкурса значится следующее:
– выявление и поддержка наиболее активных представителей городского волонтерского движения;
– мотивация подрастающего поколения на участие в социально ориентированной деятельности;
– привлечение внимания общественности к наиболее успешным примерам волонтерства.
Ну вот, теперь вы увидели, в чем дело? Что здесь важно? Волонтеры будут состязаться между собой, доказывая, кто "круче" помогает. И за это сами приобретут некоторые блага в виде публичного признания, своей "минуты славы", а возможно, и в чем-то более существенном.
Тут сразу приходят на память слова из Библии о том, что "когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая". В комментариях к Священному Писанию это объясняется так:
Другими словами, побуждением к благотворительности должна быть внутренняя, иногда мало заметная даже самому благотворителю, любовь к людям, как своим собратьям во Христе и чадам Божиим. Благотворителю нет нужды, если дело его выплывает наружу. Но если он будет заботиться об этом, то его дело теряет всякую цену. Явная благотворительность не имеет цены без намерения сохранить тайну [выделено мной].
Афоризм в тему: БОГ решил:
Для того чтобы человечество состоялось, необходима благотворительность". Сатана добавил: "Для того чтобы благотворительность состоялась, необходимо указать имена благотворителей.
Ишхан Геворгян
Интересно, что помимо "благотворителей" появился вполне коммерческий термин "благоприобретатели" (видимо, по аналогии с выгодополучателями, да?) Так вот, в нашей новой реальности страждущие, немощные, слабые, обездоленные - это "благоприобретатели". Вполне себе в духе общества потребления. Принцип "ты – мне, я – тебе" в действии. Я тебе – доброе дело, ты мне – признание моих заслуг и пиар.
Но сознание продолжает сопротивляться. Вспоминается "Тимур и его команда", книга, любимая многими поколениями советских детей. Породившая мощное "тимуровское движение", которое в моем пионерском детстве было повсеместным.
Что это такое?
"Тимуровское движение" – массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях [выделено мной]. Возникло в СССР в начале 40-х гг. под влиянием повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда" как движение по оказанию помощи семьям военнослужащих. Т.д. - действенная (с элементами игры) форма общественно полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности [выделено мной].
Как говорится, почувствуйте разницу. Кто тут "благоприобретатель" (только нравственный, если такое словосочетание допустимо)? Тот, кто дает. Он нравственно укрепляется, у него развивается инициативность, когда он заботится о слабом. И таким образом восходит, становится Человеком. А не успешной личностью с перспективой карьерного роста.
И делается это просто, без помпы и грома аплодисментов, что, увы, совершенно не типично для волонтерства, обильно сдобренного рекламой, флешмобами, внешними "фантиками" в виде футболок, значков и логотипов. (Вспомните, у Тимура и его команды был один знак – красная звезда на доме, для того чтобы обозначить, где живет семья героя.) А вот как определяет понятие "тимуровец", которое, увы, не выдержало конкуренции с "волонтером", все та же Википедия:
Тимуровец — понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно [выделено мной] помогавший семьям фронтовиков, пожилым или больным людям.
После появления этой книги стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Тимуровцы стали частью советской идеологической системы [выделено мной], сохраняя при этом некоторый дух волонтерства.
На самом деле тут сказано очень много. Во-первых, тимуровцы совершали добрые дела тайно, не рассчитывая на награду. Прямо в соответствии с библейскими заветами. Во-вторых, такое количество положительных прилагательных на одно предложение («образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества») при полном отрицании и уничижении явления как такового, граничит с глумом. Доказательства этого тезиса будут приведены ниже. Третье – и главное – «советская идеологическая система», которая была отброшена вместе со всем опытом, накопленным народом на протяжении десятилетий. Не в ней ли одна из причин того, что тимуровцы были высмеяны и опошлены? Именно против советской идеологии велась война на уничтожение. Эта война почти выиграна. Не нами.
Доказательством ведения такой войны служит весьма наглядный факт. Наберите в поисковике запрос на картинки по темам «Тимуровцы» и «Волонтёры». Набор картинок о тимуровцах содержит всё: от карикатур и передёргиваний до откровенной похабщины.
Или так:
Напротив, волонтёрство представлено полным набором положительных отсылок: голуби, солнышко, сцепленные в дружеском пожатии руки, улыбки. И соответствующая лексика: добро, милосердие, помощь.
Правда, кое-что кое-кого кое-когда выдаёт с головой. Например, знаете ли вы, что существует специальная «Личная книжка волонтёра»? Видимо, чтобы фиксировать «добрые дела», а иначе, чем докажешь, что совершил хороший поступок? Строгий учёт и контроль на службе у благотворителей это вам не социалистический хозяйственный учёт, тоже всячески осмеянный в своё время. Это круче.
Как мы видим, волонтёр решает свои задачи и проблемы. Всё вращается вокруг него. Это для него существует движение, для его самовыражения и карьерного роста. О слабых и нуждающихся хоть кто-нибудь помнит?
Кроме того, есть ещё рекомендации, как «не упустить» волонтёра. Так и видится, как ксендзы охмуряют Адама Козлевича.
Для чего волонтёр становится волонтером понятно из «наживок»: провести время, повысить свой социальный статус, приобрести известность, пошутить (а как же без юмора?). Даже «халявы» не постеснялись. А главное – свобода. Захотел – ушёл, никакой ответственности за тех, кого «приручил».
Надо отметить ещё один интересный факт. Волонтерство стало повсеместным, приобрело гигантский размах. Практически в каждом регионе, на уровне множества учебных заведений, администраций, фондов, включая религиозные организации, существуют волонтерские движения. Их направленность разная: от помощи инвалидам, сиротам до экологического направления или помощи животным.
И всё вроде бы правильно. И помогают на самом деле. Но чего-то не хватает, правда? А не хватает, на мой взгляд, главного. Из хорошего начинания ушел гуманизм. Ушли забота и неравнодушие. Ушли теплота и ответственность. Дело, которое всегда требовало работы души, подменили развлечением и самопиаром.
И Дух Дела ушел. А жаль…
Инна Назарова, РВС.