Уравниловка

Процесс оптимизации шагает по стране. Оптимизируются не только учреждения здравоохранения, но и школы.
Дело в том, что вступивший в силу 1 сентября 2014 г. новый закон об образовании закрепил принцип нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений. А это значит, что малокомплектные школы стали получать меньшее финансирование. Одновременно с этим законом была закреплена норма, которая обязывала региональные власти повысить зарплаты учителям до уровня не менее среднего по региону. Такая задача была поставлена президентом в одном из майских указов. Что же выходит на практике? На практике это подстёгивает школы к слиянию.

Вот как данный процесс видится вице-мэру Москвы по социальным вопросам Л. Печатникову:«Когда сегодня стоит школьное здание, в этом здании полный комплект педагогов и в каждом классе по 10–12 учеников, то мы понимаем: при подушевом финансировании […] когда за учеником идут деньги и ученик и родители имеют право выбрать школу, то в этом случае ни о какой нормальной зарплате в такой школе речи уже идти не может. Вы - директор, у вас полный состав учителей, а к вам никто не хочет идти учиться. Потому что говорят: плохое у вас образование. Поэтому непонятно, что делать: вы же не можете заплатить зарплату вашим любимым учителям, вашему коллективу. Рядом другая школа — с брендом, раскрученная. И директор — умный, блестящий педагог. И что? Там все переполнено. Там уже нет конкурса детей, там уже конкурс родителей. Директор говорит: вы понимаете, да я бы взял вашего ребенка, мне некуда. А рядом стоит школа полупустая. Тогда мы говорим этому замечательному директору, чудному педагогу: вот тебе еще одно здание — и распространи свой опыт, свой талант на вот этих детей!» Л. Печатников признаёт, что не всем директорам, учителям и родителям этот процесс понравится, но деваться им некуда. Не могут обеспечить себе финансирование - придётся объединяться. И всё это было бы хорошо, если бы распространялись именно сильные и талантливые, преобразовывая и поднимая до своего уровня слабых и заурядных. А на деле?

Есть в Москве школа для одарённых детей "Интеллектуал". Когда в марте 2011 года правительство Москвы запустило пилотный проект по развитию общего образования в городе, дав тем самым старт объединению школ, "Интеллектуал" не стал в нём участвовать. Надо подчеркнуть, что участие в проекте было добровольным. Для обычных школ оно было даже выгодно - школы стали получать не 63 тыс. руб. на ученика, а от 85 до 123 тыс. в зависимости от класса. "Интеллектуал" же имел прибавочные коэффициенты, благодаря которым получалось по 278 тыс. руб. на ученика- отголосок ещё советского отношения к спецщколам.

Самое время рассказать, что же это за школа. В ней собраны и учатся одарённые дети, возможно, будущая научная элита страны. Учеников всего 264 человека - школа малокомплектная. Это те ребята, которые знают ответ на вопрос учителя раньше, чем он его задал, которым скучно учиться "по-среднему". Для каждого школьника здесь существует свой план обучения, потому что любой предмет имеет два уровня сложности – базовый и продвинутый. И ученик вправе сам выбирать, во что ему «углубляться». Школа входит в топ-20 рейтинга школ Москвы. Дети участвуют и побеждают в международных и всесоюзных олимпиадах по разным научным областям. При школе есть интернат, который позволяет детям оставаться ночевать, занимаясь допоздна в различных кружках. Особо надо отметить ещё один момент. В "Интеллектуале"учатся сложные дети с высоким интеллектуальным потенциалом, но порой с серьезными проблемами в психологическом, эмоциональном, социальном развитии, с тяжелыми психологическими травмами — часто следствием их обучения в других школах. Школа создаёт для них такую среду, где раскрывается талант каждого.

И вот теперь, согласно новому закону об образовании, с них, как с малокомплектных, сняты все надбавки и финансирование теперь составляет 63 тыс.руб. на ребёнка, что в 4, 5 раза меньше, чем было. Теперь все равны! Школа была вынуждена объявить сбор добровольных пожертвований. В сложившейся ситуации и.о. директора «Интеллектуала» Юрием Тихорским, вопреки мнению управляющего совета школы, была подана заявка в департамент образования о присоединении к гимназии №1588. В конце сентября руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина подписал распоряжение об объединении двух школ. Учителя уверены, Тихорский пошёл на этот шаг от безвыходности, поскольку он до последнего был противником слияния. Но учителя и родители не собирались сдаваться. Ученики «Интеллектуала» написали открытое письмо к президенту России Владимиру Путину. 11 октября с помощью профсоюза школы организовали и провели митинг "В защиту московского образования", в котором приняло участие около 1500 человек. В понедельник 13 октября работники школы обратились в мэрию Москвы с петицией против реогранизации учебных заведений, где требуют законодательно закрепить равное подушевое финансирование для всех школ города и его ежегодную индексацию. Учителя и ученики хотят сохранить свою самобытную школу.

Вот, как ситуацию в целом характеризует Иван Ященко, директор Центра педагогического мастерства департамента образования города Москвы."Было заранее объявлено и регулярно повторялось, что с 1 сентября 2014 года коэффициенты отменят. Практически все школы вели соответствующую работу, чтобы правильно оформить дополнительные услуги — почти все, что делали школы в интересах всего города.
А коллеги из «Интеллектуала», к сожалению, в большей степени пытались объяснить, что им почему-то надо платить в разы больше, чем 57-й школе, школам 1514, 218, 1543, которые не хуже их по показателям.
В современных условиях, когда денег в систему образования Москвы вкладывается много, вопрос финансирования школы требует серьезной квалификации ее администрации, особенно когда речь идет о нестандартном заведении. Нужно не убить оригинальное и при этом уметь правильно делать финансовые бумаги." Вот оно как! Можно не блистать результатами,главное- должным образом оформить документы, и всё прекрасно!

Спору нет, хорошо, если администрация грамотно использует все возможности, предоставленные законом. Но так ли много у нас в стране школ, в которых можно вырастить будущую научную элиту страны? Кто встанет на смену уходящим поколениям советских инженеров и учёных, учитывая демографическую ситуацию и количество уехавших за рубеж в 90-е молодых учёных? Какими силами будет проводится модернизация страны? Неужели это будут личностно-ориентированные, которым дожно быть только интересно, а напрягаться ни-ни?
Разве детей, которые ХОТЯТ и УМЕЮТ учиться, умеют добиваться высоких результатов, не надо всячески поддерживать, искать и создавать им условия? Особенно теперь, когда установку на "квалифицированного потребителя" для страны точно отражает метафора слепого, шагающего в бездну? Кто будет конструировать, изобретать, строить? Усреднённой серости такие задачи не по плечу. А именно её производит упрощение программ вкупе с тестовой системой оценки.

Советская система образования была одной из лучших в мире. Она доказала свою силу рывком индустриализации, освоением космоса да и просто кругозором обыкновенного человека. И вот уже в Великобритании разработана программу создания спецшкол с углубленным изучением «царицы наук» - математики. Согласно планам министра образования М.Гоува, в 2014 году эксперимент стартует на базе лондонского Кингз-колледжа. В проекте будут задействованы государственные школы.
Предполагается, что в них на бесплатной основе будут обучаться математически одарённые дети, которым будет обеспечиваться интенсивный курс преподавания для наилучшей подготовки к поступлению в ведущие университеты страны. Что это, как не признание и высочайшая оценка наших спецшкол и советской системы образования? А теперь сравним это со словам, сказанными в В 2009 году тогдашним министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко : «Я глубоко убежден: не нужна высшая математика в школе. Более того, высшая математика убивает креативность». И в некотором смысле он прав. В том наполнении, которое приобрело у нас слово "креативность", материализовавшись в креаклах, ЭТО высшая математика действительно убивает. Потому что возрождает к жизни творчество и научное дерзновение, когда ученикам интереснее написать творческую работу о колонизации Марса, чем посещать модные тусовки.

Вера Диковицкая, РВС.