(Предисловие, продолжение)
Несколько слов о том, как данное исследование построено. Временные рамки исследования ограничены периодом от эпохи первобытности (начиная, условно, с 40 тыс.лет до н.э.), то есть от времени зарождения цивилизации, до так называемой катастрофы бронзового века (XII век до н.э.). Такой интервал задан достаточно условно. С одной стороны, он определяется началом регулярного появления материальных следов существования культурной жизни у первобытного человека (ритуальные захоронения, предметы культа, настенная живопись), а с другой — катастрофой бронзового века, в результате которой во всех цивилизационных центрах практически одновременно на смену мифологическому мышлению начало приходить рациональное, что привело к переосмыслению религиозных взглядов и принципов организации общества [1, 88].
Для удобства рассмотрения исследуемый период разделен на три этапа, традиционных для исторической науки.
-
Палеолит. Первобытная культура охотников и собирателей.
-
Неолит. Культура первых земледельцев.
-
Бронзовый век. Возникновение городской культуры.
Отдельную сложность представляют источники, на базе которых возможно изучение указанного периода, так как для большей его части нет не только прямых письменных источников, но и просто материальных следов деятельности человека зачастую недостаточно, чтобы на их основе делать какие-то предположения. Чуть лучше ситуация становится лишь с момента появления письменности на Древнем Востоке. Но и в этом случае большая часть дошедших до нас текстов носит специфический хозяйственно-учетный характер, и лишь изредка среди них, начиная с III тыс. до н.э., появляются тексты религиозного характера [2, 375].
Исходя из вышесказанного, основой для исследования стали архаические мифы [3, 74-75]. Они, согласно исследованию И.М. Дьяконова, в отличие от прочих фольклорных источников, во–первых, были зафиксированы непосредственно носителями культуры бронзового века, а во–вторых, сохранились в консервативных по своей сути основах современных религиозных систем [3, 177-178]. Устное же творчество даже у народов, ведущих образ жизни внешне схожий с жизнью культур в исследуемых периодах, подверглось сильному влиянию современности, и вычленить из него архаическую составляющую да еще и на таком огромном историческом периоде в рамках обзорного исследования крайне проблематично. Подробнее о проблемах работы с фольклорными источниками при анализе архаических культур можно узнать из исследований И.М. Дьяконова [3, 18-19] и Дж. Кэмпбелла [4, 90-95].
Ссылки на литературу даются в тексте в формате [<Номер издания в кратком списке используемой литературы>, <№ страницы>].
Для удобства работы с текстом при публикации веб-варианта список источников будет приведен в двух видах: в кратком, то есть только то, что использовалось в конкретном разделе, и полном, общем для всего исследования. Краткий будет даваться в конце каждого раздела, а полный будет оформлен отдельно и приведен в конце текста исследования. Нумерация в каждом кратком списке литературы будет начинаться заново, а ссылка на соответствующую позицию в общем списке будет даваться в фигурных скобках в формате {Номер издания в общем списке используемой литературы}
Список литературы
-
Армстронг К. Краткая история мифа, пер. с англ. А. Блейз. — М. : Открытый Мир, 2005. — 160 с. — (Мифы). ISBN 5-9743-0009-2 {3}
-
Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса : Ранние формы и архаические памятники. — 2-е изд., испр. — М.: Вост. лит., 2004. — 462 с. — ISBN 5-02-018476-4 (в пер.). {11}
-
Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада, Москва : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. — 247 с. («Исследования по фольклору и мифологии Востока»). — ISBN 5-02-017016-Х {7}
- Кэмпбелл Д. Мифический образ, М.; АСТ. 2002. — 683 с. — ISBN: 5-17-015510-7 {9}